«Домик Бабура» в советское время
До начала XX века мечеть Тахти-Сулейман стояла в первозданном виде. Затем силами верующих были выполнены ремонтные работы в начале века, в 30-е годы, а затем в 1953 году. Эти работы нарушили первоначальный облик памятника, но сохранились рисунки, выполненные архитектором Н.Щербиной-Крамаренко, опубликованные в журнале «Зодчий», материалы экспедиции финского антрополога Уйфальви, опубликованные его женой-француженкой во Франции, и фотографии. Благодаря этим документам конца XIX и начала XX века, мы знаем, как выглядел домик Бабура.
(начало повествования здесь)
В советское время культ горы Тахт-и Сулейман постоянно подвергался самой беспощадной критике. Если о ней и упоминали в газетах, так только в уничижительном смысле. Духовное управление мусульман Средней Азии и Казахстана также не раз подвергало этот культ критике как несоответствующий исламу. В 1959 г. САДУМ даже издал фетву о том, что поклонение горе противоречит Корану и что единственная святыня для мусульман – это Мекка.
Несмотря на решения Горсовета, принятые в 1953 году по настоянию архитектора Куцемелова «О целесообразности сохранения памятника», в 1963 году мечеть Тахти-Сулайман была снесена, взорвана, как не сейсмостойкая и представляющая угрозу посетителям. Однако, в Постановлении исполкома причины сноса выглядят иначе: «снести этот памятник… ставший символом религиозного фанатизма«.
Археологи обследовали большие глыбы остатков стен «Домика Бабура», лежавших на склоне горы. Даже сила взрыва не разрушила многовекового соединения древнего кирпича с прочным ганчевым раствором.
Но к концу 80-х годов ситуация резко изменилась. Так, интерес к святыне не ослаб, несмотря на активные атаки со стороны советских властей. На рубеже 80-90-х гг., как только пал запрет на массовые посещения мазаров, к вершине горы вновь потянулись паломники. 26 августа 1986 года исполком Оша принял решение «О создании Совета по восстановлению «дома Бабура«. Совет обратился в научно-исследовательское проектное бюро (НИПБ) «Кыргызреставрация» с просьбой о разработке проекта.
После тщательных исследований в 1990 году НИПБ предоставило проект воссоздания мечети Тахт-и Сулайман в ее первоначальном виде.
Для реализации проекта были приглашены хивинские мастера. К сожалению, строительство велось с нарушением технологий древности. Как считают эксперты, «при проектировании было предусмотрено очень важное объемное решение рисунка полукупола входной ниши портала и парусов интерьера, образованных при помощи сложного пересечения острых ребер нервюр».
Но мастера не владели техникой выкладки пересекающихся нервюр, поэтому без согласования с авторами проекта вместо сложной игры архитектурных элементов появилась незатейливая современная орнаментальная резьба по ганчу, исказившая архитектурный облик памятника.
Кроме того, с западной стороны памятника размещалась так называемая «надпись Веселовского», наполовину скрытая стеной мечети. Для того, чтобы обеспечить доступ к этой надписи, в мечети была сделана ниша.
Сегодня Тахт-и Сулейман — место, святое для верующих, и исторический памятник для туристов. Ежегодно тысячи людей считают своим долгом приехать в город Ош и пройти по узкой тропинке на вершину горы. Не все верят, что здесь побывал библейский Соломон, но каждому пришедшему сюда дорога память о древней истории и славе ошской горы Сулайман-Тоо.