Деятельность Николая Константиновича Рериха является уникальной. Академик Российской Академии художеств, Н.К.Рерих (род.1874г. – умер 1947г.) был не только художником, но и оставил заметный след в различных сферах жизни.
Николай Константинович Рерих
Любой человек, который хотя бы поверхностно знаком с художественным, литературным и научным наследием Н.К.Рериха, не может не согласиться с известными всем словами Джавахарлала Неру:
В этой статье «Творчество Рериха и кыргызы» мы осветим информацию о кыргызах и других народах, отраженную в трудах Рерихов в основном по данным дневников их первого путешествия по Центральной Азии (1924-1928). Как известно, в этой экспедиции приняли участие жена Николая Елена Ивановна Рерих и его старший сын Юрий Рерих.
Все трудности, вставшие на пути экспедиции, были преодолены успешно. И существенная заслуга в этом принадлежит и Юрию Рериху (1902-1960) — всемирно известному востоковеду. После этого путешествия Н.К.Рерих осуществил свою мечту — организовал в Виасакунде Международный Гималайский Институт комплексных научных исследований. Его первым директором стал Ю.Н.Рерих, проработавший в этой должности около 30 лет.
В 1957 году одному лишь Ю.Н.Рериху суждено было возвратиться на родину, войдя в семью советских востоковедов. Такие работы Ю.Н.Рериха, как «Голубые анналы», «Говор Амдо», «Звериный стиль у кочевников Северного Тибета», «Лакульский диалект тибетского языка», «Монголо-тибетские отношения», «Сказание о царе Линг-Гэсэре», «Учебник разговорного тибетского языка», «Тибетский язык», «Основные проблемы тибетского языковедения», а также многотомный тибетско-русско-английский с санскритскими эквивалентами словарь (издан посмертно в 1983-87гг.) входят в золотой фонд мирового востоковедения.
Центрально-азиатская экспедиция Рерихов
Основная часть путешествия Рерихов началась в Кашмире с города Срынагар, откуда они пересекли весь Восточный Туркестан, дойдя до Алтая. Сделали перерыв, доехав до Москвы, и снова через Улан-Удэ, Монголию и Гималаи вернулись в Индию. Кыргызские аилы стали встречаться на их пути сразу же после прохождения Саджу-давана и Сугет-давана — высокогорных (свыше 5000м.) перевалов через северные отроги Каракорума на пути в долину Хотана.
Когда караван спустился с перевала в широкую долину с травянистыми холмами, они увидели кыргызские поселения. Вот как описывает Ю.Н.Рерих эту встречу:
«Хозяева были настроены гостеприимно и предложили нам сочные дыни — угощение, которого мы давно не видели. Женщины и дети производили хорошее впечатление своей опрятностью, войлочные палатки были искусно убраны внутри коврами и вышивками. В некоторых палатках стояли большие, богато украшенные андижанские сундуки. Зажиточность местных кочевников бросалась в глаза, казалось, что санджукские киргизы жили гораздо лучше многих своих собратьев. Киргизские женщины окружили Елену Ивановну Рерих, восторгаясь ее костюмом. В общем, это были дружелюбно настроенные люди.
Санджукские кыргызы главным образом разводят яков и овец. При этом лошадей здесь относительно немного, а верблюды в этих краях встречаются еще реже» (Рерих Ю. «По тропам Срединной Азии», Хабаровск, 1982 — с.55).
Вызывает интерес и первое впечатление Н.К.Рериха о кыргызах:
Кыргызы встречались путешественникам почти по всей территории Восточного Туркестана, отмеченного следующим маршрутом экспедиции: Каракорум – Хотан – Яркенд – Кашгар – Аксу – Кучар – Карашар – Токсун — Турфанские области – Урумчи — Тянь-Шань – Козеунь — Зайсан.
Из дневника путешественника мы узнаем некоторые данные о хозяйстве кыргызов. Судя по его наблюдениям, местные кыргызы занимались как скотоводством, так и земледелием. Наряду с такими домашними животными, как лошади, верблюды, овцы, Н.Рерих видел у здешних кыргызов и яков.
Определенную роль играла и охота. У горных кыргызов были развиты и домашние промыслы. Так, Н.Рерих писал, что «кыргызки показывают своим гостям различные вышивки, но не хотят продавать: каждая делает для себя». (Рерих Н.К., Алтай-Гималаи, — с.105).
Не знал что Рерихи писали о кыргызах. Было интересно