Вместе с тем, говоря о декоративной стороне дунганской мечети в Караколе и ее символике, следует заметить, что заказчики строительства вряд ли придавали ей указанное выше значение. Для них резьба по дереву была лишь способом украсить здание, придать ему пышность, соответствующую той роли, которую играла мечеть в жизни дунганской общины.
(начало поста «Дунганская мечеть в городе Каракол» см. здесь)
Обыденное сознание прихожан не связывало символику украшений ни с буддизмом, ни с даосизмом, ни с их экзорцистской практикой. О значении украшений, конечно же, знал мастер Чжоу Сы, который рядом со зданием мечети возвёл минарет (по дунг. муналур), по своему стилю гармонично сочетавшийся с основной постройкой.
К сожалению, минарет не сохранился, он был, по сведениям Г.Г.Стратановича, «разрушен в 30-х годах XX века». На его месте в настоящее время стоит минарет, построенный после 40-х годов. Однако, по своему типу и колориту он плохо вписывается в архитектурный ансамбль дунганской мечети.
Другие работы мастера Чжоу Сы
После того как мастера-строители во главе с Чжоу Сы закончили сооружение каракольской мечети, их пригласила дунганская община селения Ырдык. Здесь намечалось построить мечеть, по своим размерам и красоте превосходящую каракольскую.
И уже в 1911 г. началась заготовка материалов и обработка отдельных деталей, а в начале 1916 г. каркас ырдыкской мечети был собран, оставалась лишь отделка, однако строительство было прервано восстанием кыргызов, к которому присоединились дунгане.
После подавления восстания и бегства его участников в Китай, опустевшие земли и дома с.Ырдык царские власти передали казакам-карателям, которые пытались свалить каркас мечети с помощью нескольких десятков быков. Однако он был настолько устойчив, что им это не удалось.
Тогда они сожгли недостроенное здание. От мечети с.Ырдык остались только тесаные гранитные камни — опоры для деревянных столбов (дин жу шы). Они и по сей день находятся на территории ырдыкской школы.
В период подготовки к строительству мечети в селе мастером Чжоу Сы были построены несколько жилых домов и лавка. В одном из домов, принадлежавшем до 1917 г. торговцу Ма Сы, размещались детские ясли колхоза «Дыйшин». К сожалению, декоративная часть здания была уничтожена вандалами в конце 80-х — начале 90-х годов XX в. Довольно хорошо сохранилась декоративная часть дома Хафизовых в с.Ырдык.
Дунганская мечеть в городе Каракол, как действующая, избежала участи бесхозных зданий и поэтому находится в неплохом состоянии. В советское время здание было поставлено на учет в органах культуры как объект архитектуры, охраняемый государством.
Кто такой Чжоу Сы?
О личности мастера — создателя этих архитектурных шедевров известно лишь только то, что он не имел правой руки, однако это не мешало ему виртуозно владеть инструментом резчика. Во время событий 1916 г. мастер Чжоу Сы исчез, и достоверно о его судьбе ничего не известно.
По словам некоторых жителей села, мастер погиб во время восстания. Однако, наряду с этими слухами бытуют рассказы и о том, что мастер Чжоу Сы благополучно добрался до Китая, но там был казнен за то, что посмел построить вне Поднебесной здание, аналогичное существовавшему при дворе Цинов.
Насколько достоверны эти рассказы, неизвестно, но они отражают уважение, которое живёт среди дунганского населения к талантливому зодчему, создавшему памятник дунганской национальной культовой архитектуры.
Дунганская мечеть в городе Каракол в советское время
Здание дунганской мечети в городе Каракол не всегда использовалось по назначению. В 30-е годы XX в., в разгар борьбы советской власти с «пережитками прошлого», когда по всей стране фактически было запрещено отправление религиозных обрядов, воинствующие атеисты закрыли мечеть.
Только в годы Великой Отечественной войны, когда христианские и мусульманские общины стали инициаторами сбора средств в фонд Государственного Комитета Обороны, наступило некоторое послабление: было разрешено строительство культовых сооружений общинам, активно участвовавшим в сборе средств на военные нужды. Кроме того, были вновь открыты ранее закрытые церкви и мечети. Стала функционировать и дунганская мечеть в городе Каракол (Пржевальск).
В настоящее время мечеть принадлежит всей мусульманской общине города и верующие свободны в отправлении своих религиозных потребностей. На них лежит и забота о содержании культовых зданий.
В целом, дунганская мечеть города Каракол, являющаяся памятником культовой архитектуры и не имеющая аналогов в Кыргызстане, наряду с Православной церковью, считается основной достопримечательностью Каракола и излюбленным местом для внутренних и иностранных туристов.
На пагоду похожа — китаец проектировал/строил.